Страничка доктора

Адаптация ребенка к детскому саду

  Детский сад – хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать – с такой проблемой рано или поздно  сталкиваются практически в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
 Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
 Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.
 Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей и детей по поводу адаптации к детскому саду.
 Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних.
 Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.
 Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.
 Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит и от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
 Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. 
 На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения с взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико - психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В этой работе выделяются следующие направления:
 • подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;
 • организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
 • контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.
 К основным критериям адаптации относятся:
 • поведенческие реакции;
 • уровень нервно – психического развития;
 • заболеваемость и течение болезни;
 • главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
 Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
 1. легкая адаптация:
 -временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
 -аппетита (норма по истечении 10 дней);
 -неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
 -характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
 -функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
 2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
 3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
 4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

 Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:
 -отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
 -наличие у ребенка своеобразных привычек,
 -неумение занять себя игрушкой,
 -отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
 -отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
 Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:
 I этап - подготовительный.
 Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
 Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
 Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.
 Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.
 II этап – основной.
 Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.
 Воспитатели, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
 III этап – заключительный.
 Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.
 Меры, облегчающие адаптацию.
 Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.
 Для родителей
 1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ:
 - прийти на детский праздник;
 - проконсультироваться у психолога;
 - пройти с экскурсией по ДОУ;
 - посетить «День открытых дверей».
 2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.
 3. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.
 4. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
 5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ.
 6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.
 7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы.
 8. Первые несколько дней (приблизительно неделя) возможно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь одеть других детей, принять участие в игре. В это время (период адаптации) пребывание ребенка в детском саду укорочено. Игры и игрушки вызывают у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. Здесь советуем маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с педагогами, другими детьми.
 9. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.
 10. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим .
 11. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

 Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
 Желательно, чтобы родители внимательно прислушивались к советам педагога, принимали к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
 Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.
 Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.
 Адаптационный период считается законченным, если:
 • Ребенок ест с аппетитом;
 • Быстро засыпает, вовремя просыпается;
 • Эмоционально общается с окружающими;
 • Играет.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
     Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.
Хотя в детский сад принимают детей разного возраста, наиболее благоприятным является возраст между 3 и 5 годами. Приживётся ли ребёнок в коллективе, во многом зависит от его настроя и предварительной подготовки. Начните готовить малыша заранее: уделите особое внимание особенностям его взаимодействия с взрослыми и сверстниками, расширьте круг общения с ребёнка, поощряйте его контакты с другими детьми во время прогулок, отдыха. Внимательно отнеситесь к выбору детского сада. Подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда на экскурсию. Скажите ребёнку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Подчёркивайте преимущества пребывания малыша в детском саду, рассказываете, как весело и интересно ему будет с другими детьми. Не показывайте ребёнку своё волнение относительно его поступления в детский сад, так как ваша тревога передаётся малышу. В этом случае у него может сформироваться изначальная установка на садик, как на нечто тревожное и даже опасное. Нужно приблизить домашний режим питания к тому, что будет в детском саду.
В нашем  учреждении завтрак – в 8.10(ясли), 8.20-8.30(для детей 4-7 лет), 2-ой завтрак – 9.50-10.00, обед – в 12.00 (для яслей) и в 12.20 (для детей 4-7 лет), полдник – в 15.40-16.00 . Оптимальное время для ужина – 19.00.
Перед сном ребёнку рекомендуется второй лёгкий ужин, который может состоять из кефира или молока. Переходить на новый режим питания нужно постепенно, сдвигая время кормления на 10-15 минут, и начинать надо за 2-3 месяца до того, как ребёнок  пойдёт в садик. Дневной сон тоже желательно приблизить к режиму ДОУ (примерно 12.30-15.00). В первое время оставляйте малыша в детском саду на 1-2 часа и забирайте домой перед дневным сном. Не опаздывайте, приходите за ребёнком в обещанное время. Постепенно увеличивайте пребывание в саду, и за 2-3 недели он привыкнет, и будет ходить в садик с удовольствием. Если малыш с трудом расстаётся с мамой, то желательно первые несколько недель, чтобы его отводили папа или бабушка.
Подберите одежду и обувь (кожаную, с твёрдым задником) для детского сада удобную, без сложных застёжек: предпочтите липучки – ведь ребёнку придётся самому раздеваться, обуваться, а для него это ещё не так просто! Приготовьте запасной комплект одежды на всякий случай (использование подгузников в детском саду не допускается). Дайте ребёнку с собой любимую игрушку, рядом с которой ему будет более спокойно, комфортно и безопасно. Расспросите малыша, что делал сегодня мишка (кукла) в детском саду, во что и с кем он играл, с кем он подружился, не было ли ему грустно и скучно. Ребёнку трудно рассказывать о своих чувствах и переживаниях, ему намного легче говорить об этом, как о переживаниях любимой игрушки. С помощью такой игры вы сможете узнать  много о том, что на самом деле чувствует ваш малыш в новой атмосфере. Подробно расспрашивайте воспитателей о том, как прошёл день, что делал малыш, как он себя чувствовал, какие возникали проблемы. Попытайтесь вместе с ними найти путь выхода из трудной ситуации. В детском саду не просто адаптироваться к новой микросреде, поэтому многие дети сразу же после поступления в сад начинают болеть. Чтобы укрепить иммунитет и защитить организм ребёнка от простуды и гриппа, особенно если он часто болеет, рекомендуется принимать лекарственные растительные препараты, повышающие иммунитет.
Таким образом, прежде чем отправить ребенка в детский сад необходимо проверить, как легко он сможет к нему адаптироваться и как сделать так, чтобы процесс адаптации прошел как можно легче, желательно проконсультироваться у детского психолога.

Все о прививках

Медицинский кабинет

 

Расписание работы медицинского кабинета (основной корпус)
Ул.Адмирала Коновалова, д.6 корп.1 литера А

 

Врач-педиатр
Маляренко Наталья Александровна
Понедельник - 9.00-11.00
Четверг - 9.00-11.00

 

Медицинские сестры
Дубовик Вера Анатольевна

Чеботарева Елена Николаевна
Понедельник- 8.00-16.00

Вторник 8.00-16.00

Среда - 8.00-16.00

Четверг-8.00-16.00

Пятница - 8.00.-16.00

телефон для связи 
457-08-66

Медицинский кабинет


  1. ⁠Согласно утвержденных санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (с изменениями на 25 мая 2022 года):


817. В целях раннего выявления туберкулёза у детей (до 14 лет включительно) проводится иммунодиагностика. Внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином (далее - проба Манту) проводят 1 раз в год всем вакцинированным против туберкулёза детям начиная с 12-месячного возраста до 7 лет включительно независимо от результата предыдущих проб, а также детям в возрасте от 8 до 14 лет включительно, не ревакцинированным против туберкулеза, у которых при предыдущем обследовании проба Манту дала отрицательный результат. Остальным детям в возрасте от 8 до 14 лет включительно проводится проба с аллергеном туберкулезным рекомбинантным или, при наличии противопоказаний, in vitro тесты, основанные на оценке высвобождения Т-лимфоцитами гамма-интерферона.
 

818. Проба Манту проводится 2 раза в год:
 

детям, не вакцинированным против туберкулёза по медицинским противопоказаниям, а также по причине отказа родителей от иммунизации ребенка, начиная с 6-месячного возраста и до получения ребенком прививки против туберкулёза;
 

детям, больным хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, сахарным диабетом;
 

детям, получающим кортикостероидную, лучевую, цитостатическую и иммуносупрессивную терапию, генноинженерные иммунобиологические препараты;
 

ВИЧ-инфицированным детям.
 

819. Постановка пробы Манту осуществляется средними медицинскими работниками, прошедшими обучение в противотуберкулёзных медицинских организациях и имеющими справку-допуск.
 

Оценка результатов проводится врачом или средним медицинским работником, прошедшим специальную подготовку в медицинской противотуберкулезной организации.
 

Результаты кожной пробы на туберкулез оцениваются в соответствии с инструкцией к препарату.
 

Средние медицинские работники, осуществляющие постановку пробы Манту, проходят специальную подготовку в медицинских противотуберкулезных организациях не реже 1 раза в 2 года.
 

820. Не допускается проведение пробы Манту, других кожных проб на туберкулез, на дому, а также в организациях воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, в период карантина по инфекционным заболеваниям.
 

821. Постановка пробы Манту проводится до профилактических прививок. В случае, если пробу Манту проводят после проведения профилактической прививки, то интервал между профилактической прививкой и пробой Манту должен быть не менее одного месяца. В день постановки туберкулиновых проб проводится медицинский осмотр детей.
 

822. В течение 6 календарных дней с момента постановки пробы Манту направляются на консультацию медицинскую противотуберкулезную организацию следующие категории детей:
 

с впервые выявленной положительной реакцией (папула 5 мм и более), не связанной с предыдущей иммунизацией против туберкулёза;
 

с повторной положительной реакцией (с инфильтратом 12 мм и более);
 

с нарастанием чувствительности к туберкулину у туберкулиноположительных детей - увеличение инфильтрата на 6 мм и более;
 

увеличение менее чем на 6 мм, но с образованием инфильтрата размером 12 мм и более;
 

с гиперреакцией на туберкулин - инфильтрат 17 мм и более;
 

при везикуло-некротической реакции или лимфангите.
 

823. Дети, направленные на консультацию в медицинскую противотуберкулезную организацию, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулёзом, не допускаются в дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации.
 

Дети, которым не проводилась туберкулинодиагностика, допускаются в дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, организации отдыха детей и их оздоровления, а также госпитализируются в плановом порядке в медицинские организации при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом.
 

824. Планирование, организация, своевременный и полный учет проведенных кожных проб на туберкулез (проводимых с целью раннего выявления туберкулёза или иммунизации против туберкулёза) по данным индивидуального учета детского населения, а также взаимодействие с медицинскими противотуберкулёзными организациями по вопросу своевременной явки и обследования детей, направленных на дополнительное обследование к фтизиатру по результатам туберкулинодиагностики, обеспечивается руководителями медицинских организаций, имеющих прикрепленное население.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад №89 Красносельского района Санкт-Петербурга 
"Бригантина"

+7 (812) `457-08-68

457-08-66, 458-98-89

Наш адрес:

г. Санкт-Петербург, ул. Адмирала Коновалова, дом 6 корпус 1 литера А

e-mail: ds89@obr.gov.spb.ru

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?