Страничка педагога-психолога

Педагог-психолог Зуева Ирина Юрьевна

Здравствуйте, уважаемые родители!
Вас приветствует педагог-психолог детского сада «Бригантина» Зуева Ирина Юрьевна. Воспитание, обучение, развитие Вашего ребенка – общая задача всех педагогов и родителей. Буду рада оказать Вам поддержку и помощь в этом нелегком и ответственном деле.
Часы консультаций для родителей: Четверг 16.00 – 18.00. Кабинет 246 (2 этаж)

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду

•    Уходя – старайтесь расстаться с ребенком легко и быстро. 
•    Если ваш ребенок тяжело расстается только с мамой, то рекомендуется несколько первых недель  отводить его в детский сад другому члену семьи (отцу, бабушке). 
•    Дайте  ребенку в детский сад его любимую игрушку. Можно расспрашивать, что происходило с игрушкой в саду, кто обижал, кто с ней дружил, не грустила ли она. 
•    По возможности  1-2 раза в неделю оставляйте ребенка дома. В период адаптации не оставляйте ребенка в детском саду на целый день (например, забирайте сразу после обеда)
•    Поиграйте с ребенком дома « в детский сад». Используйте для этого любимые игрушки вашего ребенка (пусть какая-то из них будет самим ребенком). Проследите, чем занимается эта игрушка, что говорит, вместе с ребенком помогите найти ей друзей и попробуйте решить через нее проблемы ребенка.
•    Поддерживайте контакт с педагогом, обсуждайте с ним возникающие вопросы по адаптации вашего малыша. Совместными усилиями вы сможете решить все проблемы.
•     Дома поддерживайте спокойную, благожелательную обстановку, ограничьте новые впечатления, не знакомьте с новыми людьми, не приобретайте новых игрушек, не наказывайте за провинности, ограждайте от любых отрицательных эмоций, переключая внимание на знакомые приятные вещи.
•    После возвращения из детского сада не оставляйте малыша одного, занимайтесь с ним спокойными играми, гуляйте  перед сном. Выясните у воспитателя, как ребенок ел, спал, при необходимости дома  докормите его и пораньше уложите спать. Нормальное развитие и воспитание детей в коллективе, укрепление их здоровья могут обеспечить лишь совместные усилия семьи и детского сада.

Уважаемые родители!

Я хочу уделить внимание самым маленьким нашим воспитанникам – тем, кто только-только освоился в условиях детского сада. Играйте вместе с ребенком!  

          Игры и игрушки для детей 2-3 лет
Ваш малыш вполне освоился в детском саду, с удовольствием рассказывает вам о своих друзьях, новых занятиях и увлечениях. Большую часть времени он проводит не с Вами, тем ценнее каждая минута вашего общения и совместной деятельности. А что больше всего любит делать Ваш малыш? Конечно, играть! И очень важно, какие игры и игрушки присутствуют в его жизни.
Ведущая деятельность в этом возрасте – предметная. Ребенок исследует мир, используя различные предметы. К концу 3-его года жизни возрастает потребность в самостоятельности.
Доминирующая функция – восприятие. Причем ребенок воспринимает мир всеми органами чувств, всем своим телом, поэтому важны игрушки, задействующие все рецепторы: зрение, обоняние, осязание, слух, дающие возможность свободно двигаться. Важно, чтобы ребенок учился воспринимать не только цвет, размер, форму, но и запах, вкус, движение. 
Новообразование этого возраста – наглядно-действенное мышление, зарождение самосознания, активное развитие речи.
Игры для детей 2-3 лет должны быть направлены прежде всего на:
•    Физическое развитие
•    Развитие системы восприятия
•    Развитие речи
•    Взаимодействие со взрослым
Примерный перечень игрушек
Сенсорные:
•    Вкладыши, коробки с прорезями
•    Мозаика (крупная)
•    Наборы для рисования
•    Конструкторы (крупный, средний)
•    Картинки из кубиков
•    Магнитная доска с фигурами, панно с липучками
•    Паззлы плоскостные (крупные)
•    Пирамидки, матрешки, разрезные картинки (3 части)
Сюжетные:
•    Куклы и кукольные наборы (посуда, мебель, домик, коляски и т. п.)
•    Плоскостные фигурки животных и людей
•    Различные виды машинок, гараж
Спортивные игрушки:
•    Надувные мячи, маты, детский дартс на липучках, батут, большие мягкие блоки (для лазания, прыганья, кувыркания и т. п.)
А также игрушки для улицы (каталки, вертушки, мячики, наборы для игр с песком и водой); театральные игрушки (пальчиковые куклы, куклы би-ба-бо и т. п.); предметы быта (цветные прищепки, ложки, формочки для теста, банки с горохом, фасолью); музыкальные игрушки (колокольчик, бубен, дудочка).
Пусть Ваше воображение и фантазия подскажут, какие игрушки выбрать для ребенка. Главное, помните, что Ваш малыш все еще очень от Вас зависит, нуждается в Вашей поддержке, участии и заботе. Он ждет от Вас непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой, стоящей перед ним задачи. Поэтому, пожалуйста, найдите время и играйте с Вашим ребенком! 
Удачи Вам, терпения и… любите своих детей! Ваш психолог.

                                                                           Родителям будущих первоклассников
Кажется, только недавно Ваш малыш пришел в детский сад и Вы впервые услышали слово адаптация (применительно к Вашей семье). И вот опять она, адаптация, но теперь уже к школе. Что же такое адаптация к школе и почему она так сильно влияет на успешность обучения? Адаптация к школе – это привыкание ребенка к системе школьного образования. Это процесс, в ходе которого ученик усваивает нормы, правила школьной жизни, знакомится с ребятами и учителями, понимает, что принято делать и как проступать в тех или иных ситуациях. Если адаптация протекает успешно, то ребенок может адекватно переносить учебную нагрузку и чувствовать себя психологически комфортно в школе. Если же процесс адаптации затягивается или нарушается, то усилия ребенка направлены не на учебу, а на разрешение возникающих трудностей. В любом случае адаптация – это неизбежный процесс, и, чтобы он протекал успешно, у ребенка должны быть сформированы все компоненты психологической готовности к школе: 
-Мотивационная готовность («Хочу в школу»);
-Интеллектуальная готовность (уровень развития умственных способностей ребенка, его возможности для обучения и приобретения необходимых навыков и знаний);
-Физическая готовность (определенный уровень здоровья, позволяющий выдержать без ущерба для организма все нагрузки, предъявляемые ребенку школой);
-Эмоционально-социальная готовность (развитая произвольность, умение «укрощать» свои эмоции, умение налаживать контакты со сверстниками и приспосабливаться к требованиям учителей).
Совсем немного осталось времени до того момента, когда для Вашего ребенка прозвонит первый школьный звонок. И сейчас именно то время – последний и самый ответственный период подготовки ребенка к предстоящим школьным нагрузкам – когда многое еще можно успеть. 
Советы родителям будущих первоклассников
1.    Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2.    Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.
Удостоверьтесь, что Ваш ребенок помнит свое имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей.
3.    Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.
Пусть у ребенка дома будет свое рабочее место. Все как у взрослых, но – личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная!
4.    Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений.
Дайте ребенку возможность почувствовать, что он может рассчитывать на Вашу поддержку в любой ситуации. 
5.    Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
При неудачах ребенка не говорите ему подобных фраз «В школу не возьмут…», «Двойки будут ставить…», «В классе засмеют…» - это снизит его самооценку и может настроить ребенка на негативное восприятие школы.
6.    Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ему справиться с разочарованием в случае неудачи, проигрыша. Учите видеть самоценность игры, борьбы, а не выигрыша. Учите «стремиться стать не лучше других, а лучше себя самого вчерашнего».
7.    Хорошие манеры – зеркало семейных отношений.
«Спасибо», «Извините», «Разрешите мне…» должны войти в речь ребенка до школы. Постарайтесь заменить приказы и команды в общении с ребенком на вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует Ваш стиль, и это поможет ему в налаживании новых контактов.
8.    Помогите ребенку обрести уверенность в себе.
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома: не стесняться обратиться с вопросом, просьбой, сообщить о своих нуждах.
9.    Приучайте ребенка к самостоятельности.
Не делайте за него то, что он может делать сам. Семилетке вполне по силам вытереть со стола после обеда, самому сделать покупку в магазине.  Да и завязывание шнурков на ботинках не должно вызывать трудностей у первоклассника.
10.    Учите ребенка самостоятельно принимать решения.
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Пусть ребенок сам выберет, к примеру, блюдо за праздничным столом или одежду, соответствующую погоде. Приучайте его считаться с интересами всех членов семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11.    Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Заполняйте увлекательной игрой вынуждение минуты бездействия (в транспорте, в ожидании очереди в поликлинике): считайте, наблюдайте, играйте в слова, просто беседуйте об окружающем.
12.    Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Делитесь с ребенком своими чувствами, открыто переживайте с рним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Удачи Вам, терпения и… любите своих детей! Ваш психолог.

Почему дети плохо себя ведут или эффективное воспитание без наказаний

Наказание детей практикуется во многих семьях. Угрозы и упреки, пощечины и подзатыльники, ремень и запрет выходить из комнаты – вот как пытаются вразумить своих чад некоторые родители. Однако наказание само по себе как воспитательный прием неэффективно. Не верите? Давайте разберемся в этом более внимательно.
Почему дети «плохо» себя ведут?
Ребенок, который «плохо» себя ведет, всегда имеет для этого конкретные и очень веские причины. Психологи предложили классификацию мотивов «плохого поведения детей». Существует только 4 мотива, при которых дети «плохо» себя  ведут:
- привлечение внимания,
-борьба за власть,
- месть,
- избегание неудачи.
1 . Привлечение внимания – ребенок своим поведением как бы говорит: «Мне нужно твое особое внимание».
Если потребность важна, она должна быть удовлетворена. И дети научились ее удовлетворять. Маленький ребенок методом проб и ошибок быстро находит способ привлечь внимание. Для этого всего лишь нужно сделать нечто плохое. Например, разбить, разлить, удариться. И тогда мама оторвется от телефона и обратит на него хоть какое-то внимание - пусть негативное, но внимание! У ребенка формируется стойкий условный рефлекс: хочешь внимания - веди себя плохо.
2. Борьба за власть (демонстративное поведение) – ребенок хочет доказать, что не вы главный, как бы говоря - «Ты мне ничего не сделаешь!».
В современной жизни дети практически не видят примеров равноправных партнерских отношений. Наоборот, существует мода на «сильную» личность, на «крутых». Дети и подростки видят только внешнюю, эффектную сторону властолюбивого поведения. Ребенок просто не знает, что для того, чтобы быть сильным, совсем не обязательно быть агрессивным, достаточно быть уверенным в себе. Главная отличительная черта «демонстративного поведения» от «привлечения внимания» - это то, как поведет себя ребенок после того, когда вы сделаете ему замечание. Если он сразу прекратит «плохо» себя вести - он достиг своей цели, привлек ваше внимание. Но если его поведение станет еще хуже, значит его цель – влияние на социум вокруг, т. е. борьба за власть.
3. Месть - «вредить в ответ на оскорбление».
Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения - глубже. Если властолюбец просто испытывает вас, то мститель искореняет внутреннюю боль, которую вы нанесли ему, возможно, сами не заметив этого. Почувствовав свою ничтожность, страх, обиду, человек склонен отомстить за все это кому угодно.
4. Избегание неудачи – «Плохой, ну и пусть! И буду плохой!» или «Не буду и пытаться - все равно не получится».
Эти дети тихи и вполне послушны, просто они безынициативны и беспомощны. Они часто пытаются слишком подчеркнуть свои слабости и убедить взрослых, что они глупые или угловатые. Такие дети ожидают в ответ жалости и помощи в элементарных вещах.
Что же делать родителям?
Итак, перед нами четыре мотива плохого поведения. Рассказывая о них, мы имели в виду, что строить свои отношения с детьми с различными мотивами поведения необходимо по-разному.
Привлечение внимания
 На умышленное поведение ребенка, который хочет привлечь внимание, никогда не нужно обращать то внимание, которое ему необходимо, дабы не закрепить данное поведение. Но подумайте, как найти время для того, чтобы просто уделить ребенку внимание - он нуждается в этом.
Борьба за власть
Что касается поведения властолюбцев, лучшее, что может сделать взрослый - демонстрировать свою твердость, лишенную агрессии. При этом необходимо подумать, как ребенку проявить себя позитивно: дать ему право выбора, помочь почувствовать себя в чем-либо компетентным.
Месть
Трудно правильно отреагировать в случае, если мотив поведения - месть. Ведь в этой ситуации обычно и ошибки, и обида взаимные. Естественная реакция родителей - доказать свою правоту и настоять на своем - не работает! Обвинения в ответ только усугубляют проблему, а наказание является для ребенка оправданием новой агрессивности. Надо найти в себе силы и мудрость сделать первый шаг к примирению.
Избегание неудачи
 А вот тому ребенку, который избегает неудачи, нужна поддержка. Не делайте все вместо него, а хвалите даже за незначительный прогресс в умениях, навыках, достижениях.

Надеюсь, вы убедились, что можно обойтись без наказаний, которые  могут иметь лишь временный положительный эффект, а в дальнейшем только усугубляют нежелательное поведение ребенка. Если же вы считаете, что без наказаний не обойтись, прислушайтесь к некоторым советам:
•    Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным.
•    Если есть сомнения, наказывать или не наказывать - не наказывайте. Даже если вы уже поняли, что вы слишком мягки и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
•    За один раз – одно наказание. Даже если плохих поступков сразу много. «Салат» из наказаний - это блюдо не для детской души!
•    Наказание - не за счет любви! Что бы не произошло, не оставляйте ребенка без вашей безусловной любви, которую он заслуживает.
•    Срок давности. Лучше совсем не наказывать, чем наказывать с опозданием.
•    Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как не было. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.
•    Без унижения. Чтобы не произошло, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как, как унижение. Если ребенок считает, что вы неправы, наказание будет действовать только в противоположную сторону.
•    Ребенок не должен бояться наказания. Лучше, если ребенок будет бояться не вашего гнева, а вашего огорчения.

Удачи Вам, терпения и… любите своих детей!      Ваш психолог

 

БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ

Знаете ли Вы, дорогие родители, главный, первый, основополагающий принцип воспитания? Этот принцип – безусловное принятие.
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Это не означает, что Вы никогда не должны на него сердиться. Скрывать и копить негативные чувства нельзя. Но выражать их нужно особым образом. Попробуйте использовать следующие правила:
•    Выражайте недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
•    Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
•    Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.
Помните, что потребность в любви, в нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребенка. Ребенок чувствует себя нужным и любимым, если Вы 
Говорите ему: 
•    «Как хорошо, что ты у нас родился»
•    «Я рада тебя видеть»
•    «Ты мне нравишься»
•    «Я люблю, когда ты дома»
•    «Мне хорошо, когда мы вместе…»
Не говорите ему:
•    «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду любить тебя»
•    «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь… (капризничать, лениться, драться)»
•    «Какой же ты непослушный, ленивый, вредный… Не ребенок, а сущее наказание»
•    «Вот если бы ты вел себя нормально, мама любила бы тебя больше всех на свете»
Удачи Вам, терпения и… любите своих детей!

 

                                                                     «Шесть рецептов избавления от гнева»
1. Что делать?
-Обеспечьте ребенку спокойствие и уверенность
Как делать?
-Слушайте ребенка
-Чаще будьте вместе
-Делитесь опытом
-Рассказывайте о своем детстве
-Если в семье несколько детей, найдите время, чтобы побыть наедине с каждым.

 

2. Что делать?
-Следите за собой (особенно под воздействием стресса)
Как делать?
-Отложите (по возможности) совместные дела с ребенком
-Не прикасайтесь к ребенку в минуты раздражения

 

3. Что делать?
-Дети должны знать о вашем состоянии
Как делать?
-Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате». «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь и смогу побыть с тобой»

 

4. Что делать?
-Найдите для себя приемы снятия гнева или плохого настроения
Как делать?
-Выпейте чашку чая
-Позвоните близкому человеку
-Холодный душ для лица
-Расслабляющая поза
-Любимая музыка

 

5. Что делать?
-Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев
Как делать?
-Не давайте ребенку играть теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите
-Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (переключите мысли на что-то приятное) и ситуацией

 

6. Что делать?
-Готовьте ребенка  заранее к особо важным событиям. Предусмотрите все нюансы
Как делать?
-Изучайте силы и возможности вашего ребенка
-Сделайте все, чтобы ребенок не почувствовал дискомфорта при походе в театр, на прием к врачу, в длительной поездке и т. п. Тогда у ребенка не будет повода капризничать, а у вас - сердиться на него.

Кабинет педагога-психолога



Направления профессиональной деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения:
•    Психологическая диагностика
•    Психологическая коррекция и развитие
•    Психологическая профилактика
•    Психологическое просвещение
•    Консультирование 

Занятие по развитию психических процессов с детьми подготовительной к школе группы



Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад №89 Красносельского района Санкт-Петербурга 
"Бригантина"

+7 (812) `457-08-68

457-08-66, 458-98-89

Наш адрес:

г. Санкт-Петербург, ул. Адмирала Коновалова, дом 6 корпус 1 литера А

e-mail: ds89krasnosel@mail.ru